Новости
30 Апреля 2023 График работы на майские праздники 2023 год Розничные магазины: 1 мая - с 11.00 до 18.00 Со 2 - 7 мая - в штатном режиме 8-9 мая - с 11.00 до 20.00 ...
29 Декабря 2022 График работы в Новогодние праздники 2022-2023 График работы на новогодние праздники Интернет-магазин: 30 декабря: с 10 до 18 часов. Уезжают все собранные, оплаче ...
Все новости
Статьи
12 Марта 2020 Шестерни: как выбрать! Здравствуйте, коллеги-страйкболисты. Мы снова обращаемся к деталям, и сегодня наш разговор пойдет  о шестернях. ...
22 Января 2020 Роль снайпера в страйкболе Бой еще не начался и вокруг тишина. На ближайшем пригорке позицию занял снайпер. Соперник только появился на горизон ...
Все статьи

Тюнинг. ВВЕДЕНИЕ

20 Октября 2016

Тюнинг (в этой статье речь идёт только об ЭлектроПневматическом Оружии, далее сокращённо - ЭПО или AEG) предназначен для модернизации ЭПО в соответствии с Вашими потребностями. Также, тюнинг делает процесс коллекционирования ЭПО более увлекательным и заметно обостряет нетерпеливость в предвкушении очередного выезда “на войну”. Но насколько любой тюнинг добавляет весомости (в прямом и переносном смысле) шаромёту, на столько же он и опустошает карман своему обладателю. Хочется сразу заметить, что модернизируя одну функцию оружия, за этим последует пропорциональное снижение Тактико-Технических Характеристик в других областях. Например, Вы хотите увеличить дульную энергию ЭПО. Но за это придётся расплачиваться уменьшением скорострельности. Или, желая увеличить крутящий момент, Вы ставите более мощный двигатель – и, как побочный результат получаете снижение времени работы с тем же аккумулятором (особенно ощутимо при ёмкости аккумулятора около 600mAh). Постарайтесь чётко определиться в приоритетности для Вас тех или иных характеристик ЭПО и надеемся, что учитывая изложенное здесь, Вы без труда подберёте себе наиболее приемлемый вариант тюнинга, согласованный также и с Вашим стилем игры.

Есть три направления модернизации ЭПО:

1. Мощность. Мощность (дульная энергия) ЭПО возрастает благодаря более жёсткой Пружине и снижения потерь воздуха в связке Поршень-Цилиндр-Ствол-BB(шарик). (Так как это наиболее широкое направление, данная статья большей частью посвящена ему).

2. Скорострельность. Скорострельность (её увеличение) напрямую зависит от передаточного отношения Шестерён, снижения жесткости Пружины и повышения напряжения Аккумуляторной Батареи.

3. Звук. Звук можно изменить не только используя Глушитель, но и установив специальные Головку Цилиндра и Головку Поршня.

Для начала полезно представить себе принцип действия ЭПО. Условно можно поделить весь процесс на два этапа.

1. Сжатие Пружины. Аккумуляторная Батарея питает ЭлектроДвигатель, который, вращаясь, приводит в движение Шестерни, последняя из которых, спаренная с зубчатым сектором, перемещает Поршень в крайнее заднее положение и сжимает Пружину. В каком-то месте зубья сектора кончаются, что позволяет Пружине разжаться и реализовать выстрел.

2. Выстрел. Пружина, стремясь распрямиться, толкает Поршень вперёд, сжимая воздух в Цилиндре. Через отверстие в Головке Цилиндра воздух проникает в Hop-Up, и увлекая Шарик (BB), через Ствол, вылетает наружу.

Итак, рассмотрим “действующие лица” поподробнее.

АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ (АКБ)

Качество используемой Батареи так или иначе влияет на большинство параметров в ЭПО. Штатная АКБ (обычно это NiCd 8.4V/600mAh или 1300mAh), после модернизации ЭПО уже не может обеспечить приемлемых показателей темпов стрельбы и длительности работы. Ведь при увеличении жёсткости пружины возрастают затраты энергии на её сжатие.

Для достижения гармонии требуется АКБ с повышенными характеристиками. Это значит, что, при тюнинге в 120-130% как минимум, необходима батарея с ёмкостью порядка 1500mAh и выше, при 8.4V. При 150-180% пружине стоит озаботиться приобретением 9.6V аккумулятора (в этом случае можно обойтись даже 600mAh, но надолго ли этого хватит?). Если тюнинг достигает 200-250% то тут актуальными становятся АКБ 9.6V/1300-1700mAh или 10.8V/600-1500mAh. И уж никак не обойтись без 12-вольтовой батареи в случае экстремального тюнинга (300-350%), если, конечно вас не устраивает полуавтоматическая стрельба при переводчике огня, выставленном на “Auto”. Основным производителем аккумуляторов в Японии является фирма SANYO. Как правило, АКБ для ЭПО собирается из необходимого числа селектированных NiCd банок по 1.2V соответствующей ёмкости. Иногда (на особо ёмких батареях, >1500-2000mAh) используют NiMH, что влечёт некоторое возрастание цены и необходимость применения особого зарядника.

Следует помнить, что у каждого из этих типов аккумуляторов есть свои плюсы и минусы: NiCd-аккумулятор лучше работает в широком диапазоне температур; имеет длительный срок службы – свыше тысячи циклов заряда/разряда; малочувствителен к неправильной эксплуатации; легко восстановим при понижении ёмкости и после длительного хранения. Но при этом NiCd-батарея требует полного разряда перед каждой зарядкой и периодического глубокого разряда для устранения “эффекта памяти”. Также ей свойственен высокий саморазряд (до 10% за первые 24 часа и далее по 1% в день). При длительном хранении её следует немного подзаряжать раз в полгода.

NiMH-аккумуляторы хороши тем, что, обладают повышенной (до 30%) ёмкостью, при тех же габаритах, что и NiCd, и в тоже время, имеют меньшую склонность к “эффекту памяти”, чем NiCd-аккумуляторы. Но эти преимущества компенсируются более высокой ценой; снижением циклов заряда/разряда (примерно до 500) и сильным саморазрядом (выше в 1,5-2 раза).

li-Po батареи, так же применяются в AirSoft-e в силу их способности выдавать большие токи.

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ (ЭД)

Аккумуляторная Батарея питает ЭлектроДвигатель. Функция ЭД заключается в передаче крутящего момента на Шестерни. Большинство ЭПО использует двигатели, производимые (вернее перемаркированные) Marui, или аналогичные им. На сегодняшний момент наиболее распространены ЭД трёх типов: EG560, EG700, и EG1000. Наиболее мощный мотор, EG1000 характеризуется не только более высоким крутящим моментом, но и, естественно, большим расходом энергии. Наиболее ценное качество этого двигателя, с точки зрения модернизации оружия, в его повышенной надёжности.

Благодаря последнему качеству стало возможным применять АКБ с напряжением до 12V. Что, в свою очередь, позволяет двигателю легче справляться с сопротивлением пружины и поддерживать скорострельность на должном уровне.

Примечание: Здесь сознательно употребляется понятие “скорострельность”, так как термин “темп стрельбы” подразумевает количество выстрелов, сделанное, скажем за целую минуту, т.е. с учётом прицеливания, времени на перезарядку и др. эксплуатационных нюансов. Применительно к серьёзно тюнингованному ЭПО данное понятие будет означать скорострельность с учётом интенсивного перегрева проводов и двигателя, даже с 8.4V АКБ и проводов пониженного сопротивления (при 200% пружине после очереди в 30-50 шаров будет просто сгорать предохранитель). Пожалуйста, учитывайте это.

ШЕСТЕРНИ (ЗУБЧАТЫЕ КОЛЁСА)

Как уже было сказано, крутящий момент от Двигателя передаётся на Шестерни. Их функция состоит в том, чтобы отводя назад поршень, сжать пружину.

ЭД взаимодействует с Первой Шестернёй – конической (назовём её так, хотя все три шестерни – сдвоенного типа). Она, в свою очередь, прямозубой своей частью, вращает Вторую Шестерню, которая приводит в движение Третью, или Поршневую Шестерню, спаренную с зубчатым сектором.

Оси всех Шестерен опираются на втулки – подшипники скольжения (6 шт.). Обычно, стандартные пластиковые заменяют на бронзовые, но иногда ставят и подшипники качения.

Понятно, что если Шестерни не будут достаточно надёжны, чтобы противостоять сопротивлению тюнинговой пружины, то редуктор будет сломан. Поэтому Шестерни, даже будучи сделаны из гораздо более прочного материала, чем силумин, должны иметь более широкие и более толстые зубья. Что уже само по себе влечёт снижение скорострельности из-за увеличения веса Шестерен. Но взамен, Вы сможете оснастить свой AEG мощной пружиной, которая повысит скорость BB. Однако, если Вы стремитесь к повышению именно скорострельности, то вы должны установить редуктор с другим передаточным числом, более тонкими и облегчёнными (с вентилированными отверстиями) Шестернями. При этом, конечно, придётся отказаться от возможности установки жёсткой пружины.

Как бы хорошо ни были изготовлены зубья цилиндрических Зубчатых колёс, при их зацеплении неизбежно происходят удары, отчего они быстро изнашиваются. Поэтому в передачах, испытывающих большие нагрузки, применяют косозубые Шестерни. Зацепление зубьев у таких колёс происходит плавно, без ударов (ударный момент гасится скольжением по диагонали с большим пятном контакта), что позволяет существенно повысить обороты. Это особенно актуально в редукторах, рассчитанных на приемлемую скорострельность (600-800 выстрелов в минуту) совместно с использованием мощных пружин.

Примечание: Вторая (прямозубая цилиндрическая) Шестерня испытывает самую большую нагрузку из-за сильного давления Первой (конической) Шестерни, с одной стороны, и огромного сопротивления Пружины, передаваемого через Зубчатый сектор Третьей Шестерни, с другой стороны.

ПРУЖИНА

Назначение Пружины состоит в перемещении Поршня вперед. Когда Поршень, который находится перед Пружиной, смещается назад зубчатым сектором, он сжимает Пружину. Когда Пружина распрямляется, она, естественно, толкает Поршень вперед.

От Пружины напрямую зависит величина дульной энергии ЭПО. Чем жёстче Пружина, тем выше скорость полёта шарика и ниже скорострельность. Обычно для изготовления усиленной Пружины используют более толстый прут или увеличивают число витков. Не так давно в мире AirSoft-а стали популярны так называемые неравномерные Пружины, с повышенной жесткостью в центральной части, где и аккумулируется основная энергия. В силу того, что оба конца Пружины относительно мягкие, это позволяет компенсировать удар, производимый разжимающейся пружиной и стабилизировать систему.

НАПРАВЛЯЮЩИЙ ШТОК ПРУЖИНЫ

Направляющий Шток Пружины предназначен для обеспечения правильного сжатия Пружины, так как она при сжатии имеет обыкновение “горбатиться”. Вариант для тюнинга отличается от штатного не только более качественным исполнением, но и наличием шарикового подшипника в основании для облегчения вращения усиленной Пружины вокруг своей продольной оси.

ПОРШЕНЬ

Функция Поршня заключается в сжатии воздуха в цилиндре. Поршень сделан из двух частей, тела и головки. Тело сделано из полимера, чтобы снизить вес, а зубья рейки, для повышения износоустойчивости, зачастую сделаны из металла, так как они взаимодействуют с металлическим зубчатым сектором Третьей Шестерни.

Примечание: При использовании косозубых шестерен ширина поршневых зубьев должна быть уменьшена.

ГОЛОВКА ПОРШНЯ

Головка поршня выполнена из лёгкого сплава (или из пластика) и крепится на переднюю часть поршня, для предотвращения прорыва воздуха между стенками цилиндра и поршнем.

На торцевой части Головки находятся специальные отверстия воздуховодных канальцев - через них при движении поршня вперёд происходит наддув резинового уплотнительного кольца, улучшая тем самым его прилегание к стенкам цилиндра. И чем больше давление нарастает в цилиндре, тем меньше воздуха просачивается назад, вдоль поршня. Такая система применена для того, чтобы на обратном ходу уплотнительное кольцо (будучи изначально ощутимо меньше внутреннего диаметра цилиндра) не создавало лишнего сопротивления при сжатии пружины.

Помимо стандартного типа Головки, есть ещё два типа Головок поршня: антуражная и бесшумная. Первый тип не имеет резинового буфера в передней части. Благодаря чему, на конечном этапе своего движения вперёд, она бьёт по Головке цилиндра, создавая некое подобие звука выстрела.

Бесшумная Головка напротив, снабжена буфером из особой резины. При применении с соответствующей Головкой цилиндра это позволяет значительно снизить шум механизма. Этот вариант может заинтересовать тех из Вас, кто ценит незаметность.

ЦИЛИНДР

В Цилиндре воздух сжимается и направляется в Сопло.

Цилиндры изготавливаются сверлением с последующей полировкой. Существует два типа Цилиндров. Первый тип – ориентирован на сжатие большого объема воздуха для особо мощных тюнингов. Ко второму типу относятся “высокоскоростные цилиндры”, с уменьшенным объёмом, предназначенные в первую очередь не столько для скоростного тюнинга, как могло бы показаться, сколько для использования в короткоствольном оружии.

Дело в том, что использование одного и того же типа компрессора в ЭПО с разной длиной стволов (например, H&K G3 и H&K MC51) влечёт несоответствия расхода воздуха. То есть при установке “первого типа” цилиндра в компрессор H&K MC51 почти половина объёма воздуха покидает ствол значительно позже шарика, не принося никакой пользы. Решение заключается в высверленном отверстии сбоку Цилиндра. При движении Поршня в Цилиндре вперёд, до пересечения с отверстием, воздух не сжимается и только после перекрытия отверстия начинается процесс нагнетания воздуха. Естественно, “второй тип” Цилиндра способствует некоторому повышению скорострельности, но за счёт дульной энергии.

ГОЛОВКА ЦИЛИНДРА (СОПЛО)

Через Головку цилиндра, или вернее, Сопло проходит воздух, сжатый в цилиндре, и направляется в Ствол. На Сопло насажен Сосок, который, перемещаясь вперёд толкателем, соединённым с Поршнем, входит в шароприёмник и досылает BB в Ствол.

Головки цилиндра выпускаются в нескольких вариантах. Есть, помимо стандартного размера, версия с увеличенным диаметром Сопла, для больших объёмов воздуха. А также производится, уже упоминавшийся, тип Головки цилиндра с обрезиненным дном для снижения звука выстрела (применяется только с соответствующей Головкой поршня).

HOP-UP

Справедливости ради надо отметить, что изначально это является шароприёмником, служащим для подвода BB от горловины Магазина к оси канала ствола. Сам Hop-Up, как устройство для закручивания Шарика (что улучшает его устойчивость в полёте и сглаживает траекторию) находится снаружи шароприёмника, в его передней части. Не смотря на это, чаще всего эту деталь обычно называют Hop-Up.

Если очень хочется, можно купить металлический блок Hop-Up вместо штатного пластикового.

СТВОЛ

Ствол – одна из важнейших деталей тюнинга. Изготовляется из стали (стандартный – из латуни) сверлением с последующими напылением и химической полировкой. Улучшение качества внутренней полировки тюнингового Ствола позволяет уменьшить его калибр, что означает увеличение компрессии (а значит и КПД) в Стволе при использовании боеприпаса стандартного типа. Неудобствами такого Ствола являются ощутимая привередливость к качеству шариков и несколько возросшее сопротивление разжимающейся Пружине.

Ствол – фактически единственная деталь из всего тюнинга, которая может быть установлена в стандартное ЭПО с минимальными трудозатратами, и в тоже время реально повысить характеристики оружия. Обычно выпускается несколько Стволов, различных по калибру и длине, для каждой модели ЭПО.

ТОЖЕ ТЮНИНГ

Вполне естественно, что увлечение тюнингом не ограничивается преобразованием только лишь электромеханических деталей ЭПО. Многим не даёт покоя хрупкость шаромётов. Вполне понятно желание избавиться от ощущения пластмассовой игрушки. Поэтому желающие могут (за очень дополнительную плату) заменить стандартный пластик на эксклюзивные металлические или деревянные детали в своих пистолетах, винтовках и автоматах. Помимо повышения надёжности, также, в большинстве случаев клейма, отделка и функционирование всяких шторок мало чем отличаются от оригинала.

Проявляется также тенденция к скрупулёзному устранению недоработок оригинального производителя. Примером может служить насыщенность рынка AirSoft-а всяческими приспособлениями для ликвидации люфта ствола на Marui`s M-16A2/M-4A1.


Вернуться